Интерактивный портал

Комитета по труду и занятости населения

Мурманской области

Войти через госуслуги

Профобучение и доп.образование

Профессиональное обучение направлено на приобретение профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие гражданина, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Профессиональное обучение проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает возможности граждан в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия). 
Профессиональное обучение также проводится по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями в соответствии с заключаемыми с ними территориальными органами по вопросам занятости населения в установленном порядке договорами.
Выбор профессии, специальности при организации профессионального обучения предлагается гражданам с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование  проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве.
Профессиональное обучение граждан носит интенсивный и, как правило, краткосрочный характер. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений. 
Освоение дополнительных профессионаных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Виды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования

Профессиональное обучение реализует
  • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих (обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего);
  • программы переподготовки рабочих, служащих, (обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности).
  • программы повышения квалификации рабочих, служащих (обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня).
 Дополнительное профессиональное образование реализует
  • программы повышения квалификации (направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации).
  • программы профессиональной переподготовки (направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации)

Формы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения; оно может быть курсовым (групповым) или индивидуальным.
Профессиональное обучение в зависимости от его вида и формы включает в себя теоретический курс, производственное обучение (производственную практику) и, при необходимости, стажировку.
В профессиональном обучении безработных граждан применяются технологии обучения наиболее интенсивные и максимально индивидуализированные, учитывающие накопленный профессиональный и жизненный опыт учащихся:
  • модульные технологии;
  • ролевые игры на конкретных примерах;
  • работа в группах;
  • проблемное обучение;
  • учебные фирмы;
  • проектная деятельность;
  • учебные экскурсии и др.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан осуществляется на учебно-производственной базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на рабочих (учебных) местах организаций  независимо от организационно-правовой формы на основе договоров, заключаемых с ними органами по вопросам занятости. 
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, на учебно-производственной базе которых осуществляется  обучение, должны иметь лицензии на право ведения соответствующей образовательной деятельности, выдаваемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Основными документами, в соответствии с которыми осуществляется профессиональное обучение, являются учебные планы по профессиям, специальностям, видам деятельности, программы учебных дисциплин и программы производственного обучения. Учебно-программная документация определяет содержание обучения, объем и диапазон знаний, умений, которые обеспечивают формирование соответствующего уровня и качества профессиональной компетенции.