Интерактивный портал

Комитета по труду и занятости населения

Мурманской области

Войти через госуслуги

Квота для инвалидов


В Российской Федерации существует практика трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями на неспециализированные предприятия. Законодательно определена норма, обязывающая организации принимать к себе на работу инвалидов в соответствии с установленной квотой.
 
За отказ – штраф
Согласно ст. 8 Закона Мурманской области от 29.12.2004 № 573-01-ЗМО «О социальной защите и мерах социальной поддержки инвалидов в Мурманской области» работодателям, численность работников которых составляет не менее 35 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников, но не менее одного рабочего места.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Если работодателями являются  общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставной (складочный) капитал состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно п. 4 ст. 9 Закона Мурманской области от 29.12.2004 № 573-01-ЗМО «О социальной защите и мерах социальной поддержки инвалидов в Мурманской области» работодатели вправе для трудоустройства инвалидов в счет установленной им квоты арендовать соответствующие рабочие места у других работодателей.
Несколько работодателей по договоренности между собой могут создавать подразделения для трудоустройства инвалидов в счет установленных им квот.
Работодатели могут в счет выполнения установленной им квоты размещать производственный заказ в общественных объединениях инвалидов и образованных ими организациях. 
Производственный заказ, размещаемый в общественных объединениях инвалидов и образованных ими организациях, засчитывается работодателям как выполнение установленной им квоты при условии обеспечения в течение отчетного периода занятости работающих в указанных организациях в количестве, равном установленной работодателю квоте.
Трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты может осуществляться работодателями самостоятельно или через органы службы занятости населения (Центры занятости населения).
 
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 06.10.2005 № 375-ПП «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области» квота считается выполненной:
  • при создании или выделении рабочих мест, в пределах установленной квоты, с учетом рабочих мест, на которых на момент установления квоты работают инвалиды;
  • при трудоустройстве инвалидов в соответствии с трудовым законодательством.

К чему обязывают работодателей законодательные акты?
Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:
  • выделять или создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, обеспечивать им условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • ежемесячно предоставлять в органы службы занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (п.3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Что грозит организациям в случае невыполнения норм законодательства?
  • неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей (часть 1 ст. 5.42 КоАП РФ);
  • непредставление или несвоевременное представление в государственный орган  сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).
Что такое специальные рабочие места?
Согласно ст. 9.1 Закона Мурманской области от 29.12.2004 № 573-01-ЗМО «О социальной защите и мерах социальной поддержки инвалидов в Мурманской области» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. 
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определено постановлением  Правительства Мурманской области от  06.10.2005 № 375-ПП «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области». Специальные рабочие места создаются за счет собственных средств организаций.

Дополнительные возможности создания специальных рабочих мест.
С 2017 года службой занятости Мурманской области внедрена новая форма взаимодействия с работодателями, а именно, грантовая система поддержки работодателей в целях их стимулирования на создание рабочих мест для инвалидов, в том числе и специальных, предоставляемая по итогам конкурсного отбора. С победителями конкурса заключаются договоры и им перечисляются денежные средства (гранты) в форме субсидий из средств областного бюджета в размере 60 тыс. руб. на каждое оборудуемое для инвалидов рабочее место, включая и специальные места.
Если раньше выделение средств работодателям осуществлялось на условиях возмещения понесённых ими затрат после предоставления подтверждающих документов, то грантовая система позволяет работодателям оборудовать рабочие места для инвалидов за счёт областных субсидий, не отвлекая из оборота собственные средства (т.е. они получают деньги в виде авансирования), а также даёт возможность участвовать в конкурсном отборе на получение гранта государственным, муниципальным, бюджетным и автономным учреждениям (за исключением казенных) наравне с коммерческими предприятиями.
Работодатель на средства гранта закупает необходимое для работы инвалида оборудование, после чего принимает инвалида на работу по трудовому договору, заключенному на неопределённый срок.
 
Контроль исполнения квоты
В рамках переданных полномочий (ст. 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации») Комитет по труду и занятости населения Мурманской области осуществляет функцию контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
 
Проверки организаций проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на основании ежегодного плана проверок, согласованного с прокуратурой Мурманской области.
 
По итогам проверки составляется акт, при выявлении нарушений выносится предписание и составляется протокол об административном правонарушении. Информация о результатах проверок работодателей предоставляется в прокуратуру Мурманской области.
 
По данным Центров занятости населения, ежеквартально готовится сводный перечень организаций области, не предоставляющих обязательную ежемесячную информацию о наличии вакантных рабочих мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, который также направляется в прокуратуру Мурманской области, для принятия мер прокурорского реагирования.
Яндекс.Метрика